еще
DIY
Впервые необычная аббревиатура DIY появилась в речевом обиходе преимущественно в западной культуре в конце 50-х годов. В переводе популярное английское выражение «Do It Yourself» дословно означает «Сделай это сам».
Зарождение новой субкультуры
Изначально под термином DIY подразумевалась индивидуальная деятельность человека, направленная на создание практичных предметов мебели, оригинальное оформление интерьера или проведение ремонта различной бытовой техники. Со временем движение начало приобретать широкую популярность среди молодежи, а в 1980 году переросло в полноценную субкультуру с собственным неповторимым стилем и характерным сленгом. В то время были особенно востребованы оригинальные DIY школьные принадлежности, которые позволяли подчеркнуть собственную индивидуальность.
Благодаря стремительному увеличению количества приверженцев DIY, область употребления данного термина стала расширяться, а само выражение незаметно «перекочевало» в другие страны.
В музыкальном обществе появилось целое направление под оригинальным названием «Культура самоучки» – движение стало особенно популярным в области альтернативной музыки и панк-рока. Начинающие портные загорелись созданием стильных фасонов одежды, в области гейм-индустрии программисты всерьез задумались над выпуском уникальных игровых приложений, а парикмахеры удивляли окружающих необычными прическами.
Впервые начали появляться различные предметы DIY для комнаты, при помощи которых можно было изменить привычный внутренний интерьер до неузнаваемости.
Не обошла стороной субкультура DIY и область искусства. Повсеместно начались сниматься любительские видеоклипы и короткометражные фильмы, а на обширной территории советского союза широкое распространение получил Самиздат, в котором писатели-диссиденты публиковали свои литературные произведения. В наше время формат DIY можно встретить практически во всех областях, начиная от обустройства дома и заканчивая IT-сферой. Подростки все больше предпочитают мастерить привлекательные DIY украшения, которые пользуются высоким спросом.
Процесс русификации
Впервые приобрести продукцию «Сделай сам» стало возможно в небольших лавках или на рынке. Это были необычные изделия в стиле «DIY ART» и другие новаторские предметы быта. Постепенно интерес людей к данной субкультуре стал расти, что послужило толчком к появлению первых специализированных магазинов. При этом, их полки всегда были забиты эксклюзивными товарами, в числе которых особенно популярными считались:
- кухонные принадлежности и посуда;
- текстильные изделия для дома;
- универсальные радио- и электроприборы;
- строительные материалы;
- изделия из дерева ручной работы.
- приготовление оригинальных кулинарных блюд
Кстати, приготовление оригинальных кулинарных блюд также имело прямое отношение к субкультуре DIY.
В СССР новый формат также получил стремительное распространение – во многом этому способствовало отсутствие ассортимента товара в магазинах советского образца. Наравне с появлением большого количества популярных магазинов «Сделай сам» начали создаваться полноценные кружки для любителей мастерить необычные вещи. Одни из таких является кружок «Умелые руки», где собирались дети и подростки с различными инженерными задатками. Помимо этого, обеспечивалась и полномасштабная информационная поддержка – печатались специализированные издания «Юный техник» и «Техника молодёжи». С началом 90-х годов начали появляться первые супермаркеты и торговые сети, в которых можно было приобрести товары формата DIY для школы и другие потребительские аксессуары.
Особенности формата «Сделай сам» в России
В европейских странах DIY гипермаркеты реализовали в первую очередь продукцию, при помощи которой покупатели могли самостоятельно завершить ремонт в квартире или сделать что-либо своими руками, следуя подробной инструкции.
В России ситуация немного иная. Популярный во всем мире формат DIY, исходя из объективной оценки российских реалий, можно было бы назвать «Сделай это для меня». Связано это с тем, что большинство проектов, связанных с обустройством дома, доверяют преимущественно профессионалам, которые и выполняют все пожелания заказчиков. Сами владельцы квартиры или загородного коттеджа только выбирают сопутствующие отделочные материалы и предметы для интерьера.
Однако сегодня наблюдается стабильная тенденция, аналогичная для западных стран – популярный «домашний» формат DIY начинает приобретать широкую популярность во всех регионах и областях России. Жители городов и сельской местности все больше предпочитают мастерить практичные вещи своими руками, чем тратить деньги на покупку дорогостоящих товаров. По статистике, повышенное внимание современных покупателей привлекают не только товары или технологии для ремонта и обустройства дома, но и DIY подарки, спрос на которые возрастает накануне больших праздников.